Деятельность по обеспечению безопасности в детском саду

Основным направлением образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
  • формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
  • приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
  • формирование знаний о правилах дорожного движения.

Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

  • Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссер-ская игра: игровое поле — дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
  • Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, «метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10´15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 в файле с изображением разных ситуаций. Макет на столе (или стене из ткани, дорога — машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите пешеходный переход».
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; макеты из картона: общественный транспорт (автобус, поезд, машина); дома, общественные здания, дорожные знаки.
  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно — неправильно», «Разрешено — запрещено», «Дорожное поле».
  • Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

Содержание образовательной области «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети — педагог — родители.

К концу года дети могут:

  • владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
  • пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;
  • знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.

В конце года ребенок средней группы может знать:

  • Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
  • Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
  • Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание организованной образовательной деятельности

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Обеспечение интеграции образования
(образовательные области)

1

2

3

4

5

 

I

Тема: «Наш друг светофор».

Игра «Приключения светофорика» (введение в проект)

Художественное творчество: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик».

Чтение: прочитать и выучить стихотворение
А. Усачева «Домик у перехода».

Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.

Физическая культура: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвиж-

Владеет умением изображения предметов путём штриховки и аккуратного закрашивания; умеет запоминать стихотворение или отрывок из него; умеет составить небольшой рассказ на заданную тему
и использовать в речи слова-синонимы; проявляет интерес к участию в подвижных играх на транспортной площадке

Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов.

Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар
и проезжую часть.

Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора

II

Тема: «Источники опасности дома»

Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.

Закреплять знания о безопасном поведении в быту

III

Тема: «Открытое окно»

Рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций.

Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

 

IV

Тема: «Обманчивая внешность»

ной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке

 

Объяснять опасность контактов с незнакомыми людьми.

Учить правилам поведения в случае насильственных действий со стороны взрослого.

Познакомить с правилами пользования телефоном 01, 02, 03

 

I

Тема: «Знакомство с улицей города»

Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона.

Социализация: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно — не-правильно».

Коммуникация: учить детей убеждать и объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками
и взрослыми

Познание: проводитьигру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть».

Умеет правильно определять назначение строений и предметов, которые находятся на улице, знает их название; владеет способом ролевого поведения в сюжетных и режиссёрских играх; знает и умеет обогащать сюжет; умеет согласовывать тему игры со сверстниками и договариваться о совместных действиях

Расширять представления об улицах города.

Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т. д.

II

Тема: «Неожиданная встреча»

Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками.

Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03

III

Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Игры-имитации «Я шофер», «Я машина»

Умеет запоминать и выразительно рассказывать стихотворения
о транспорте;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

   

Закреплять знания о назначении дорожного знака.

Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.

Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»

Чтение: читать стихи
про транспорт В. И. Мирясовой.

Художественное творчество: выполнить рисунок «Машины на дорогах».

Здоровье: рассказывать
о пользе утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом, вводить понятие «Здоровый образ жизни»; учить обращаться за помощью к взрослым в случае получения травмы

проявляет интерес
к участию в игре-имитации; запоминает информацию, полученную в процессе общения; самостоятельно и с педагогом выполняет упражнения утренней гимнастики и гимнастики после сна

IV

Тема: «Если хочешь быть здоров...»

Знакомить с понятием «здоровье».

Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье

 

I

Тема: «Три цвета светофора».

Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт»

Коммуникация: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей.

Музыка: учить распознавать звуки транспорта

Владеет умением различать по высоте музыкальные звуки и выполнять движения в соответствии с характером музыки; умеет составлять небольшое высказывание

Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов.

Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге

II

Тема: «Путешествие по городу».

Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

   

Знакомить с особенностями передвижения по городу на таком транспорте, как метро.

Закреплять:

— знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси

во время музыкально-дидактической игры «Слушаем улицу».

Социализация: учить правилам поведения
в транспорте во время игры-имитации «Мы
в автобусе».

Художественное творчество: формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины».

Чтение: прочитать
и выучить стихотворение С. Маршака «Светофор».

Познание: рассказывать
о строении человека; давать представление
о сходствах и различиях между строением туловища животного и тела человека

на заданную тему
и чётко произносить слова; умеет подбирать атрибуты для сюжетно-ролевой игры и объяснять сверстникам её правила; знает и умеет использовать конструктивные свойства строительных деталей во время конструирования гаража; знает и называет части тела и внутренние органы человека

III

Тема: «Поведение в транспорте». Режиссёрская игра «Мы едем, едем, едем.....»

Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге.

Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте

IV

Тема: «Строение человека»

Дать представление о строении человеческого тела (позвоночник, органы дыхания, пищеварение, кровообращение)

 

 

 

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

 

I

Тема: «Уроки Айболита»

Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ иобмениваться мнениями на тему
«К нам едет „скорая“».

Чтение: прочитать сказку К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки.

Художественное творчество: аппликация «Автобус на нашей улице».

Музыка: учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной игре-имитации «Я машина».

Чтение: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Дорожная песня»

Владеет умением правильно держать ножницы и правильно ими пользоваться во время выполнения аппликации; умеет самостоятельно выполнять под музыку движения
с предметами; умеет самостоятельно или с помощью педагога инсценировать небольшое стихотворение

Ввести понятия: «вирусы, микробы».

Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел.

Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания

II

Тема: «Помощники на дороге»

Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

Закреплять знания о работе светофора

III

Тема: Дидактическая игра «Правила поведения»

Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.

Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями

IV

Тема: «Пешеходы и водители». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»

Формировать знания о труде водителей.

Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения

 

I

Тема: «Осторожно: зимняя дорога». Рассматривание картин, изобража-ющих дорожное движение в зимний период

Художественное творчество: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию

Владеет умением передавать в рисунке несложный сюжет путём создания отчётливых


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

   

Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время гололёда.

Дать представления об особенностях передвижения машин по зимней дороге

«Отгадай, вырежи и наклей грузовик».

Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере, реке»; проводить игры по словообразованию (словарик ПДД).

Чтение: прочитать стихотворение А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный».

Социализация: формировать навык ролевого соподчиненияи умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор», «В гостях
у Светофорика».

Познание: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Труд: учить посыпать дорожки песком во время гололёда

форм; умеет аккуратно наклеивать части предмета; владеет навыком образования новых слов с помощью приставки, суффикса; умеет называть признаки и количество предметов во время наблюдения за движением машин; проявляет интерес к участию спектакле и умеет предлагать новые роли, обогащать сюжет

II

Тема: «На реке зимой»

Рассказать об особенностях состояния водоёмов зимой.

Знакомить с правилами безопасного поведения у водоёма зимой.

Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций

III

Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки»

Расширять знания о назначении дорожных знаков: «пешеходный переход», «подземный переход» и «осторожно: дети»

Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности».

Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним

IV

Тема: «Осторожно, гололёд!»

Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололёда.

Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся
и упал


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

 

I

Тема: «Я грамотный пешеход». Игра «Мы переходим улицу»

Художественное творчество: выполнить аппликацию «Колеса для машины».

Чтение: прочитать
и выучить стихотворение Т. Александровой «Светофорчик».

Коммуникация: побудить детей к высказываниям на тему «Если я потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры.

Физическая культура: провести игры на тему «Что такое перекресток»

Умеет планировать
и согласовывать с окружающими свои действия во время подготовки и проведения подвижных и сюжетно-ролевых игр; умеет ориентироваться в пространстве и проявлять интерес к участию
в играх и к выполнению физических упражнений

Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге.

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.

Закреплять знания о работе светофора

II

Тема:"Домик у дороги«

Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности.

Расширять представления о назначении дорожных знаков

III

Тема: «Водители ипешеходы». Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимней дороге.

Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике

IV

Тема: «Если ты потерялся на улице»

Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись.

Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города

 

I

Тема: «Осторожно: перекресток». Игра «Кто самый грамотный пешеход»

Художественное творчество: выполнить рисунок"Дорога и троту-

Умеет с помощью ножниц вырезать круг из квадрата и овал из пря-

Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

   

Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком.

Знакомить с перекрестком.

Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке

ар" или аппликацию «Мой любимый вид транспорта».

Чтение: прочитать и пересказать стихотворение В. Головко «Правила движения».

Коммуникация: обсуждать тему «Как машины людям помогают»
и учить давать полный ответ на поставленный вопрос.

Социализация: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрёстке»

моугольника; владеет навыком составления развёрнутых предложений при ответе на вопрос; умеет интонационно выделять речь персонажей в театрализованной игре и выступать
в роли ведущего

II

Тема: «Виды транспорта». Игра «Выставка машин»

Развивать умение наблюдать за движением транспорта по проезжей части улицы.

Закрепить знание о том, что движение на дороге может быть односторонним и двухсторонним

III

Тема: Игра «Кто самый лучший пешеход?»

Расширять знания о назначении дорожных знаков

IV

Тема: «Мой микрорайон»

Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности».

Учить ориентироваться на макете микрорайона.

Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике

 

I

Тема: «Бездомные животные»

Социализация: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» на транспортной площадке.

Владеет умением самостоятельно организовывать театрализованные игры со сверстниками
и обустраивать для игры место, используя

Рассказать детям о бездомных животных. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними.

Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций.

Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

 

II

Тема: «Наши помощники». Дидактическая игра «Говорящие дорожные знаки»

Музыка: подготовить
и провести развлечение «На лесном перекрестке», «Дети в лесу».

Художественное творчество: конструирование на тему «Моя родная улица».

Коммуникация: обсуждать и обмениваться мнениями на тему «Как правильно кататься на велосипеде».

Чтение: прочитать стихотворение В. Кожевникова «Светофор».

Здоровье: рассказать
о ядовитых грибах и ягодах и о том, какой они наносят вред для здоровья человека

реквизит; умеет учить и запоминать тексты песен и узнавать песни только по мелодии; владеет навыком самостоятельного составления рассказа по картинке

Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.

Закреплять представления о назначении дорожных знаков

III

Тема: «Как вести себя в лесу»

Формировать навыки безопасного поведения в лесу.

Объяснить причины возникновения лесного пожара

IV

Тема: «Опасные растения»

Ввести понятие «опасные растения».

Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами.

Закреплять навыки безопасного поведения в лесу

 

I

Тема: «Пешеход на дороге». Дидактическая игра «Собери светофор»

Художественное творчество: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор

Знает и умеет применять на практике правила безопасного поведения на улице во время экскурсии; умеет


Окончание табл.

1

2

3

4

5

   

Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города.

Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.

Закреплять правила катания на велосипеде.

Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов

своими руками».

Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона.

Физическая культура: организовать подвижные игрына транспортной площадке.

Коммуникация: обсудить тему «Мы на улице», поощрять высказывания детей.

Социализация: организовать сюжетные и дидактические игры с макетами микрорайона.

Чтение: прочитать и пересказать стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч»

определять цвет, размер и назначение зданий и предметов на улице; умеет двигаться в нужном направлении по сигналу; умеет само-стоятельно пользоваться физкультурным оборудованием

II

Тема:"Дорога домой. Препятствия и опасности«.

Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона»

Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать
за движением машин по проезжей части города.

Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона

III

Тема: «Как я знаю правила дорожного движения»

Совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях

IV

Тема: «Моё поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «Водители
и пешеходы»

Закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке