Деятельность по обеспечению безопасности в детском саду
Основным направлением образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
- формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
- приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
- формирование знаний о правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
- Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссер-ская игра: игровое поле — дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
- Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, «метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10´15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 в файле с изображением разных ситуаций. Макет на столе (или стене из ткани, дорога — машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите пешеходный переход».
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; макеты из картона: общественный транспорт (автобус, поезд, машина); дома, общественные здания, дорожные знаки.
- Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно — неправильно», «Разрешено — запрещено», «Дорожное поле».
- Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательной области «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети — педагог — родители.
К концу года дети могут:
- владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
- пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;
- знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
В конце года ребенок средней группы может знать:
- Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
- Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
- Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
Комплексно-тематическое планирование
Месяц |
Неделя |
Содержание организованной образовательной деятельности |
Планируемые результаты развития интегративных качеств |
Обеспечение интеграции образования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
Тема: «Наш друг светофор». Игра «Приключения светофорика» (введение в проект) |
Художественное творчество: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик». Чтение: прочитать и выучить стихотворение Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке. Физическая культура: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвиж- |
Владеет умением изображения предметов путём штриховки и аккуратного закрашивания; умеет запоминать стихотворение или отрывок из него; умеет составить небольшой рассказ на заданную тему |
|
Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора |
||||
II |
Тема: «Источники опасности дома» |
|||
Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность. Закреплять знания о безопасном поведении в быту |
||||
III |
Тема: «Открытое окно» |
|||
Рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций. Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
IV |
Тема: «Обманчивая внешность» |
ной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке |
||
Объяснять опасность контактов с незнакомыми людьми. Учить правилам поведения в случае насильственных действий со стороны взрослого. Познакомить с правилами пользования телефоном 01, 02, 03 |
||||
I |
Тема: «Знакомство с улицей города» |
Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона. Социализация: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно — не-правильно». Коммуникация: учить детей убеждать и объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками Познание: проводитьигру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть». |
Умеет правильно определять назначение строений и предметов, которые находятся на улице, знает их название; владеет способом ролевого поведения в сюжетных и режиссёрских играх; знает и умеет обогащать сюжет; умеет согласовывать тему игры со сверстниками и договариваться о совместных действиях |
|
Расширять представления об улицах города. Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т. д. |
||||
II |
Тема: «Неожиданная встреча» Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками. Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03 |
|||
III |
Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Подбери по цвету». Игры-имитации «Я шофер», «Я машина» |
Умеет запоминать и выразительно рассказывать стихотворения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Закреплять знания о назначении дорожного знака. Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией. Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход» |
Чтение: читать стихи Художественное творчество: выполнить рисунок «Машины на дорогах». Здоровье: рассказывать |
проявляет интерес |
||
IV |
Тема: «Если хочешь быть здоров...» |
|||
Знакомить с понятием «здоровье». Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье |
||||
I |
Тема: «Три цвета светофора». Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» |
Коммуникация: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей. Музыка: учить распознавать звуки транспорта |
Владеет умением различать по высоте музыкальные звуки и выполнять движения в соответствии с характером музыки; умеет составлять небольшое высказывание |
|
Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов. Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге |
||||
II |
Тема: «Путешествие по городу». Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения» |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Знакомить с особенностями передвижения по городу на таком транспорте, как метро. Закреплять: — знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси |
во время музыкально-дидактической игры «Слушаем улицу». Социализация: учить правилам поведения Художественное творчество: формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины». Чтение: прочитать Познание: рассказывать |
на заданную тему |
||
III |
Тема: «Поведение в транспорте». Режиссёрская игра «Мы едем, едем, едем.....» |
|||
Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге. Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте |
||||
IV |
Тема: «Строение человека» |
|||
Дать представление о строении человеческого тела (позвоночник, органы дыхания, пищеварение, кровообращение)
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
Тема: «Уроки Айболита» |
Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ иобмениваться мнениями на тему Чтение: прочитать сказку К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки. Художественное творчество: аппликация «Автобус на нашей улице». Музыка: учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной игре-имитации «Я машина». Чтение: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Дорожная песня» |
Владеет умением правильно держать ножницы и правильно ими пользоваться во время выполнения аппликации; умеет самостоятельно выполнять под музыку движения |
|
Ввести понятия: «вирусы, микробы». Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел. Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания |
||||
II |
Тема: «Помощники на дороге» |
|||
Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». Закреплять знания о работе светофора |
||||
III |
Тема: Дидактическая игра «Правила поведения» |
|||
Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями |
||||
IV |
Тема: «Пешеходы и водители». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» |
|||
Формировать знания о труде водителей. Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения |
||||
I |
Тема: «Осторожно: зимняя дорога». Рассматривание картин, изобража-ющих дорожное движение в зимний период |
Художественное творчество: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию |
Владеет умением передавать в рисунке несложный сюжет путём создания отчётливых |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время гололёда. Дать представления об особенностях передвижения машин по зимней дороге |
«Отгадай, вырежи и наклей грузовик». Коммуникация: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере, реке»; проводить игры по словообразованию (словарик ПДД). Чтение: прочитать стихотворение А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный». Социализация: формировать навык ролевого соподчиненияи умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор», «В гостях Познание: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге. Труд: учить посыпать дорожки песком во время гололёда |
форм; умеет аккуратно наклеивать части предмета; владеет навыком образования новых слов с помощью приставки, суффикса; умеет называть признаки и количество предметов во время наблюдения за движением машин; проявляет интерес к участию спектакле и умеет предлагать новые роли, обогащать сюжет |
||
II |
Тема: «На реке зимой» |
|||
Рассказать об особенностях состояния водоёмов зимой. Знакомить с правилами безопасного поведения у водоёма зимой. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций |
||||
III |
Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки» |
|||
Расширять знания о назначении дорожных знаков: «пешеходный переход», «подземный переход» и «осторожно: дети» Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним |
||||
IV |
Тема: «Осторожно, гололёд!» |
|||
Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололёда. Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
Тема: «Я грамотный пешеход». Игра «Мы переходим улицу» |
Художественное творчество: выполнить аппликацию «Колеса для машины». Чтение: прочитать Коммуникация: побудить детей к высказываниям на тему «Если я потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры. Физическая культура: провести игры на тему «Что такое перекресток» |
Умеет планировать |
|
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Закреплять знания о работе светофора |
||||
II |
Тема:"Домик у дороги« |
|||
Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Расширять представления о назначении дорожных знаков |
||||
III |
Тема: «Водители ипешеходы». Сюжетно-ролевая игра «Шофер» |
|||
Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимней дороге. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике |
||||
IV |
Тема: «Если ты потерялся на улице» |
|||
Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города |
||||
I |
Тема: «Осторожно: перекресток». Игра «Кто самый грамотный пешеход» |
Художественное творчество: выполнить рисунок"Дорога и троту- |
Умеет с помощью ножниц вырезать круг из квадрата и овал из пря- |
|
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком. Знакомить с перекрестком. Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке |
ар" или аппликацию «Мой любимый вид транспорта». Чтение: прочитать и пересказать стихотворение В. Головко «Правила движения». Коммуникация: обсуждать тему «Как машины людям помогают» Социализация: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрёстке» |
моугольника; владеет навыком составления развёрнутых предложений при ответе на вопрос; умеет интонационно выделять речь персонажей в театрализованной игре и выступать |
||
II |
Тема: «Виды транспорта». Игра «Выставка машин» |
|||
Развивать умение наблюдать за движением транспорта по проезжей части улицы. Закрепить знание о том, что движение на дороге может быть односторонним и двухсторонним |
||||
III |
Тема: Игра «Кто самый лучший пешеход?» |
|||
Расширять знания о назначении дорожных знаков |
||||
IV |
Тема: «Мой микрорайон» |
|||
Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности». Учить ориентироваться на макете микрорайона. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике |
||||
I |
Тема: «Бездомные животные» |
Социализация: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» на транспортной площадке. |
Владеет умением самостоятельно организовывать театрализованные игры со сверстниками |
|
Рассказать детям о бездомных животных. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними. Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций. Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
II |
Тема: «Наши помощники». Дидактическая игра «Говорящие дорожные знаки» |
Музыка: подготовить Художественное творчество: конструирование на тему «Моя родная улица». Коммуникация: обсуждать и обмениваться мнениями на тему «Как правильно кататься на велосипеде». Чтение: прочитать стихотворение В. Кожевникова «Светофор». Здоровье: рассказать |
реквизит; умеет учить и запоминать тексты песен и узнавать песни только по мелодии; владеет навыком самостоятельного составления рассказа по картинке |
|
Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду. Закреплять представления о назначении дорожных знаков |
||||
III |
Тема: «Как вести себя в лесу» |
|||
Формировать навыки безопасного поведения в лесу. Объяснить причины возникновения лесного пожара |
||||
IV |
Тема: «Опасные растения» |
|||
Ввести понятие «опасные растения». Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами. Закреплять навыки безопасного поведения в лесу |
||||
I |
Тема: «Пешеход на дороге». Дидактическая игра «Собери светофор» |
Художественное творчество: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор |
Знает и умеет применять на практике правила безопасного поведения на улице во время экскурсии; умеет |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города. Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях. Закреплять правила катания на велосипеде. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов |
своими руками». Познание: организовать экскурсию по улице микрорайона. Физическая культура: организовать подвижные игрына транспортной площадке. Коммуникация: обсудить тему «Мы на улице», поощрять высказывания детей. Социализация: организовать сюжетные и дидактические игры с макетами микрорайона. Чтение: прочитать и пересказать стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч» |
определять цвет, размер и назначение зданий и предметов на улице; умеет двигаться в нужном направлении по сигналу; умеет само-стоятельно пользоваться физкультурным оборудованием |
||
II |
Тема:"Дорога домой. Препятствия и опасности«. Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона» |
|||
Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона |
||||
III |
Тема: «Как я знаю правила дорожного движения» |
|||
Совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях |
||||
IV |
Тема: «Моё поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «Водители |
|||
Закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке |