Советы психолога: как уберечь ребенка от опасности на дороге
Всех нас тревожит печальная статистика о ДТП с участием детей. За ужасными цифрами стоят жизни детей, искалеченные судьбы.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы — взрослые.
В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности развития детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:
- Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
- Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому — четверть секунды;
- Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
- Дети с искажением воспринимают звуки на дороге и т.д.
Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно,, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, — «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Ещё одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врождённое, а приобретённое человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передаётся от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребёнка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.
Еще одна очень серьёзная проблема. Речь идёт о детях, которые перемещаются по городу с родителями в личном автотранспорте.
Во-первых, эти дети чаще всего не знают Правил дорожного движения, и у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Можно назвать эту проблему дорожным инфантилизмом, так как поведение, реакции на дорогах у таких детей даже 10—летнего возраста больше похожи на поведение малышей. На улице, если ребёнок испугается приближающейся опасности, он скорее всего поступит неадекватно — постарается убежать или останется стоять на месте, не обращая внимания на ситуацию
Во-вторых, у этих детей искажённое восприятие пространства. Они чувствуют себя в роли водителя транспортного средства, и поэтому Правила дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя.
Это только часть размышлений и наблюдений. Но и они недвусмысленно призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребёнка правильному поведению на дороге часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: — всего один сантиметр отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.